Разделы

Законодательно-правовые нормы об иностранных инвестициях в России

Основные проблемы переходного этапа нашей экономики

связанны с отсутствием достаточно понятных , корректных,

стабильных "правил игры", т.е. законодательной базы, регулирующей

инвестиционную деятельность. Основу национального

законодательства об иноинвестициях составляют правовые гарантии,

непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс.

Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих

стран и иностранных инвесторов. Другими словами, иностранная

частная собственность - инвестиции - как бы приравниваются по

правовому положению к частной собственности отечественных

инвесторов.

Однако, для взаимовыгодных отношений это недостаточно. Ведь

иноинвесторам приходится нести дополнительные расходы на

транспорт, связь и многое другое. Поэтому национальное

законодательство принимающих стран предусматривают предоставление

иностранным инвесторам льгот и привилегий ( в отношении

налогообложения, таможенных пошдин, и др.)

В настоящее время основным законодательным актом,

регулирующим деятельность по иностранному инвестированию,

является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях

в РСФСР". Статья 6 Закона указывает, что иностранные инвестиции

на территории РФ пользуются полной правовой защитой, а статья 7

декларирует гарантии от принудительных изъятий. Согласно закону,

иностранные инвестиции не подлежат национализации, реквизиции или

конфискации кроме как в исключительных, предусмотренных

законодательством случаях. При этом иностранные инвесторы имеют

право на возмещение возникающих убытков. Налоги инвесторы платят

в соответствии с законами РФ.

Предусмотрены некоторые льготы совместным предприятиям с

иностранными инвестициями - право без лицензии экспортировать

продукцию и импортировать товары для собственных нужд, оставлять

валютную выручку полностью в своем распоряжении.

До недавнего времени большая проблема было связана со

взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые

практически не имели никаких преимуществ перед российскими

инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать

размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых

пошлин и налогов. Но 25 января подписан Указ Президента РФ "О

дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в

отрасли материального производства РФ" В качестве таких мер

установлено снижение в 2 раза таможенных пошлин на ввоз

иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компании

являются учредителями предприятий по производству аналогичных

товаров и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли

материального производства РФ. Тоже относится к налогообложению

компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10

млн $), оно приравнено фактически к налогообложению малых

предприятий; инвесторы освобождены от таможенных пошлин, НДС и

акцизов при поставке оборудования для действующих предприятий и

при вкладе их в уставной капитал.

Но все равно, законодательная база, регулирующая

иноинвестиции, не доработана. Так, все бизнесмены мира ведут свое

дело на основе законов, у нас же им приходиться руководствоваться

указами, распоряжениями, постановлениями и другими нормативными

документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются,

разъясняются, что затрудняет реализацию любых экономических

программ.

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.