Разделы

От диверсификации к специализации

В настоящее время диверсификация производства и рынка услуг южнокорейских чеболь достигла невиданных ранее масштабов. Одна группа может производить весь спектр товаров, который только можно вообразить. Так, как уже упоминалось выше, “Самсунг” спокойно комбинирует выпуск текстильной продукции с производством электроники, судостроительством и торговлей. В то время как Дэу занято производством и автомобилей, и текстиля, и электротехнических товаров. Такой пример можно привести практически для любой южнокорейской корпорации. Такая структура объясняется, прежде всего, историей развития чеболь, когда каждая из них формировалась на принципе замещения целой отрасли, или даже отраслей, в экономике страны.

Конечно о целесообразности такого устройства чеболь можно спорить. С одной стороны, диверсификация производства ведёт к снижению риска банкротства, так как упадок в одной отрасли не значит упадок в другой, а часто даже наоборот приводит к подъёму в других отраслях. Однако, с другой стороны, чрезмерная диверсификация приводит к потере конкурентноспособности и ухудшению качества производимой продукции. Хотя в случае с чеболь, не следует забывать, что это финансовые группы, а не одно предприятие, и каждая компания, входящая в чеболь может специализироваться в определённой сфере. Специализация каждой компании в отдельности и диверсификация всей группы, по моему мнению, не приведет к потере конкурентноспособности. Другое дело, что взаимовливания между членами группы и финансовая поддержка нерентабельных компаний может привести к ослаблению конкуренции.

Вероятно, поэтому политика товарной диверсификации, проводимая чеболь, активно критиковалась администрацией президента Ким Ён Сана. Чеболь обвинялись в чрезмерной монополизации производства и, как следствие, снижении международной конкурентноспособности экономики Южной Кореи. В июле 1993 г. вышло постановление правительства, предписывающее приостановить развитие планов производственной диверсификации и опредилить три (для десяти крупнейших чеболь) и две (для всех остальных) отрасли и компании, функционирующие в этих отраслях, на которых будет сконцентрировано основное внимание чеболь. Развитие производств, не попадающих в число определенных планом специализаций.

На смену диверсификации через административное влияние приходит специализация. Правительство разработало систему поощрений и льгот для чеболь, релизующих планы специализации производства. Определённым компаниям будут предоставляться льготные кредиты, им гарантируются разрешеия на дополнительные эмиссии акций, других ценных бумаг как на внутреннем, так и на внешнем фондовых рынках. В течении 7 месяцев чеболь разрабатывали свои планы специализации, определяли приоритетные отрасли. В результате 30 крупнейших чеболь опредилили 112 компаний, на которых они намерены концентрировать свои усилия. По данным Министерства труда, промышленности и энергетики, группа “Хёнде” опредилила приоритетными отраслями автомобилестроение, электронику, нефтехимию; группа “Самсунг” - электронику, машиностроение, химическую промышленность; группа “Лаки Голдстар” - электронику, химическую промышленность, энергетику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чеболь сыграли решающую роль в процессе индустриализации и интеграции Южной Кореи в мировую экономику. Благодаря экспортной ориентации чеболь смогли добиться высокой конкурентноспособности и крепко закрепились на международном рынке. Финансовая структура этих групп позволяет им быстро получать и перекачивать огромные средства в составляющие их компании, что позволяет чутко реагировать на изменения конъюктуры рынка и быстро внедрять в производство последние технологии.

Агрессивная экспансионная политика на внешнем рынке привела к успешному завоеванию практически неограниченного мирового рынка. Путем создания совместных предприятий и региональных дочерних компаний по всему миру (от США и Великобритании до Румынии и России) южнокорейским чеболь удалось обойти множество протекционистских преград практически в каждой стране где они “осели”. Так, к примеру, “Дэу” удалось наладить выпуск микроволновых печей в Великобритании, правда под английским именем, но зато каждый англичанин уверен, что покупает отечественный товар. В США “Хёнде” открыло производство автомобилей, в товремя как “Дэу” уже начало выпуск грузовиков в Румынии. Тысячи других компаний и СП корейских чеболь успешно функционируют по всему миру.

Следует также отметить, что в условиях острой конкуренции с другими ТНК, в особенности с японскими и американскими, на рынках развитых государств, южнокорейские чеболь обратили свой взгляд на страны Восточной Европы и России, где рынок ещё не занят и потенциальный потребитель одинаково расположен как японской продукции, так и к корейской. Благодаря мощной, и надо признать успешной рекламной кампании, южнокорейским чеболь удалось проникнуть на новые рынки и закрепиться в нашем сознании наряду с их, в первую очередь, японскими конкурентами.

Перейти на страницу: 1 2

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.