Разделы

Направления методы и формы регулирования МЭО и ВЭД

Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие группы:

· товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пре­делах установленных квот (в основном, товары, экспорти­руемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);

· товары, имеющий специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойно­го применения, лекарственное сырье и др.).

В контексте упорядочения мер административного регу­лирования можно рассматривать принятый в России

в 1995г.

согласно переговорам с Секретариатом ВТО «Порядок прове­дения расследования, предшествующего введению защитных мер». Он предусматривает возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум направлениям: путем установления количественных ограничений в виде импортных квот и за счет введения специальных, антидемпинговых и ком­пенсационных пошлин. Причем эти ограничения будут рас­пространятся не на всю импортируемую продукцию, а только на товары, поставки которых могут существенно подорвать по­зиции российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило, происходит в случаях ввоза товаров по занижен­ным ценам или в таких объемах, которые могут привести к необходимости сокращения производства схожих по характе­ристикам товаров в России.

В последнее десятилетие широкое распространение полу­чила практика заключения соглашений о «добровольном» огра­ничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государства­ми более слабым в экономическом или политическом отно­шении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике

их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглаше­ние о «добровольном» ограничении экспорта представляет со­бой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортиру­ющую страну. Аналогичным образом установление минималь­ной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с им­портерами страны, установившей такие цены. В случае сниже­ния экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, при­менение которой может привести к уходу с рынка.

К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промыш­ленности, черной металлургии, молочными продуктами, быто­вой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабаты­вающими станками и т. д. Проблемы возникают, когда квоты распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установ­ленной в ней квоты во вторую страну. Такая ситуация имела место, когда США выдвинули обвинение, что одежда китайско­го производства нелегально поступала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.

Импортные квоты не обязательно предназначены для за­щиты отечественных производителей. Япония, например, со­храняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет из­бегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отно­шении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политичес­ких условий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.