Разделы

Правовой аспект операций с общей валютой в России.

Для крупных российских экспортеров евро, несомненно, представляет интерес в качестве альтернативы доллару. В этом плане показателен опыт ОАО “Газпром”, которое при заключении долговременных контрактов руководствуется принципом сбалансированной валютной корзины, чтобы минимизировать потери от возможных курсовых колебаний. Так, в 1998 г. доллары США составили 53% всех доходов от экспорта российского природного газа в дальнее зарубежье, 33% пришлось на немецкие марки и 14% — на французские франки и австрийские шиллинги.

Появление евро может предоставить ряд других преимуществ для российских внешнеторговых предприятий. Цены внутри валютного союза станут более “прозрачными” и сравнимыми, поскольку курсы национальных валют и их колебания больше не будут вуалировать разницу в цене товара. О важности этого фактора говорит то, что в конце 1999 г. стоимость одних и тех же товаров в странах ЕС заметно варьировалась (так, разница в цене на автомобили составляла 7%, одежду и обувь — 10%, пищевые продукты и безалкогольные напитки — 20%, табачные изделия и медикаменты — 25—26%, алкогольные напитки — 42%, банковские услуги — 53%)10.

Евро позволяет российским компаниям-импортерам быстро и с большой точностью сравнивать цены, предлагаемые поставщиками из различных стран валютного союза, отбирать наиболее конкурентоспособные варианты. Особенно это относится к типовой однородной продукции, товарам широкого потребления, продуктам питания. Поэтому при большом количестве потенциальных поставщиков целесообразно запрашивать прейскуранты именно в евро.

Аналогичным образом тем российским предприятиям, которые экспортируют в Европу конкурентоспособную продукцию, особенно готовую, выгодно составлять прейскуранты в евро, чтобы потенциальный покупатель смог легко уловить ценовые преимущества и не беспокоиться о возможных курсовых потерях.

Компании, имеющие широкие связи в Европе, выиграют от снижения издержек по конвертации, поскольку ведение операций в единой валюте позволит избежать перевода, например, голландских гульденов в испанские песеты. Однако для России это преимущество сравнительно невелико, поскольку большинство отечественных компаний имеет в ЕС одного-двух стратегических партнеров и лишь немногие фирмы располагают разветвленной сетью западноевропейских поставщиков или покупателей.

Использование евро является удобным в случаях встречных поставок (так как исчисление импорта и экспорта в одной валюте поможет избежать дополнительных калькуляций, возможных потерь и коллизий из-за курсовых колебаний). Применение единой валюты целесообразно при исполнении контрактов, в которых имеется несколько поставщиков и/или покупателей из разных стран и/или применяются сложные формы расчетов.

Вместе с тем введение евро потребует от российских внешнеторговых организаций определенных усилий. Более сложным станет процесс принятия решений относительно валюты контракта и валюты платежа. Чтобы сделать правильный выбор, придется внимательно отслеживать динамику курса евро и доллара и прогнозировать возможное развитие событий. Не исключено, что российские экспортеры столкнутся с возросшей конкуренцией на рынках ЕС, поскольку цены в пределах валютного союза станут более сравнимыми. Внешнеторговым компаниям предстоит обеспечить четкое решение юридических вопросов использования евро. Внушительных затрат потребует подготовка персонала, модернизация компьютерных программ, составление прейскурантов и ведение бухгалтерской отчетности в евро (для фирм, являющихся филиалами ТНК стран валютного союза).

Отдельную проблему представляют расчеты с партнерами внутри России. Так, у российских компаний-импортеров, если они выступают в роли посредника, естественно, возникнут вопросы организации расчетов с конечным покупателем. Сейчас почти повсеместно контракты между ними заключаются в условных единицах, то есть рублевом эквиваленте доллара. Фирма-посредник сама решает, на какую валюту она покупает товар у иностранного поставщика. При растущем долларе посредник оказывается в выигрыше, особенно если его контракт с зарубежным партнером подписан в дешевеющих франках или марках.

Стоит только доллару начать падать, а евро — подниматься, как время станет работать против посредника. Самым нерациональным будет держать счет в долларах, заключать контракты с инофирмами в европейских валютах или евро и рассчитываться с российским оптовиком опять в долларах. Тут неизбежны потери или затраты на хеджирование. Возможно, банки и предприятия прибегнут к валютным опционам. В этом плане был бы вполне целесообразным перевод всей цепочки отношений на евро. Возможно, российские предприятия-заказчики через какое-то время научатся вести расчеты в условных единицах — евро. Переключение торговли с европейскими фирмами на евро могло бы сделать ее более предсказуемой и стабильной.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2020.