Разделы

Перспективы развития внешнеэкономических отношений

Необходимо отметить, что наши партнеры из АТР в настоящее время проявляют заинтересованность прежде всего в создании совместных предприятий в области разработок топливно-энер­гетических и лесных ресурсов. В этой ситуации доступ инвесто­ров к нашим природным ресурсам должен обеспечиваться на приоритетной основе тем из них, которые ввозят капитал и тех­нологию не только для расширения мощностей добывающих от­раслей, но и для глубокой комплексной переработки.

Проекты международного экономического сотрудничества со странами АТР в зависимости от масштабности и значимости для экономики можно условно разделить на:

— наиболее крупные межрегиональные и межотраслевые про­екты, такие, как проект освоения Сахалинского шельфа, строи­тельство автодорожного моста через Амур, возле г. Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ "Находка", "Благовещенск-на-Амуре";

— крупномасштабные инвестиционные проекты, реализация которых требует привлечения значительных зарубежных инве­стиций, а также помощи государства в предоставлении гарантий и получении кредитов от международных финансовых организа­ций:

— инвестиционные проекты регионального значения, требую­щие поддержки со стороны местных администраций.

Так, например, освоение Сахалинского шельфа является наи­более крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых месторожде­ний предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн.т., газа — до 18,9 млрд. куб.м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает ши­рокий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. не только за­рубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность со­трудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит ожи­вить машиностроительную базу края, находящуюся в крити­ческом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны.

Для преодоления упомянутых выше негативных явлений и проблем на среднесрочную перспективу необходимо решение сле­дующих основных задач:

— принятие мер к стабилизации, а в дальнейшем — к расши­рению экспорта традиционных товаров;

— привлечение необходимых иностранных кредитных ресур­сов в целях решения острых социально-экономических проблем региона, реализации эффективных проектов инвестиционного сотрудничества;

— диверсификация экспортной базы, развитие экспортно-ориентированных производств и импортозамещения, в том числе на базе конверсии оборонных предприятий;

— развитие рыночных принципов осуществления хозяйствен­ных взаимоотношений во внешнеэкономической области в целях ослабления монополизма отечественных производителей, содей­ствие переходу к экономике открытого типа, постепенное и обос­нованное сближение структуры внутренних и мировых цен, под­держка экспорта и расширение рынков сбыта российской продук­ции, изменение структуры внешней торговли и повышение ее эффективности;

— повышение степени облагораживания сырья и поставок на экспорт продукции более высокой степени переработки при усло­вии совершенствования ее технологии.

В числе возможных приоритетных направлений сотрудни­чества и торговых обменов со странами АТР можно отметить космическую, авиационную, судостроительную промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсов океана и экологию, новые технологии и материалы, сотрудничество в создании тран­спортных средств нового типа, электроэнергетику, электронику, военно-техническое сотрудничество.

Интеграция России в систему экономических отношений с АТР потребует известного времени и решения многих политиче­ских и экономических проблем, внедрения в практику торговли и взаимоотношений с другими государствами норм и правил, при­нятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законода­тельства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, и требованиям многосторонних договоров и соглашений.

Заключение

В условиях перехода к открытой экономике полномочия регионов во внешнеэкономической сфере существенно расширяются. Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.