Разделы

Формы стимулирования экспорта в РФ

Но если вопрос о дополнительном стимулировании экспорта сырья сейчас не стоит, то для расширения экспорта готовой продукции нужно создать условия не только непосредственно для стимулирования экспорта, но и для расширения самого производст­ва этой продукции.

Важным стимулом для этого может быть снижение налогов на прибыль и на добавленную стоимость при производстве готовой продукции на экспорт. Необходимо разработать и внедрить систему конкретных налоговых льгот для предприятий обрабатывающей промышленности, экспортирующих свою продукцию. В частности, это может быть сделано за счет сокращения сроков амортизации и других мер.

В настоящее время имеется в виду разработка региональных программ развития экспортного потенциала в целях максималь­ного привлечения местных ресурсов для расширения экспорта.

Развитие производства и реализации продукции на мировом рынке невозможно без системы кредитования. Эта проблема имеет две стороны. Одна из них — кредитование производства продукции, предназначенной на внешний рынок. В сложившихся условиях чрезвычайно актуальной становится задача приоритетного финанси­рования экспортно-ориентированных проектов. Прекращение деятельности отраслевых министерств окончательно разрушило сло­жившуюся систему централизованного инвестиционного финанси­рования. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо соз­дание инвестиционных фондов, перечень и направление использова­ния которых должны определяться на правительственном уровне. Такие фонды могут формироваться за счет как централизован­ных источников, так и средств любых хозяйственных субъектов. Часть прибыли, направляемая в эти фонды, должна освобож­даться от налогообложения или облагаться льготным налогом.

Необходима система мер, предусматривающих льготное кредито­вание предприятий, которые поставляют продукцию на экспорт, со стороны государственных и коммерческих банков. В обоснованных случаях необходимы кредиты под развитие производства и в СКВ. Разрабатывается система государственных гарантий при получении кредитов предприятиями у зарубежных банков.

Вторая сторона этой проблемы — кредитование экспорта. В на­стоящее время большая часть промышленного экспорта, особенно экспорта продукции машиностроения, осуществляется в мире на ба­зе кредита. В западных странах создана разветвленная система кре­дитования экспорта, предусматривающая кратко-, средне- и долго­срочное кредитование экспорта различных видов машиностроитель­ной продукции. Все большее распространение получают новые фор­мы кредитования — факторинг, форфейтинг, проектное финансиро­вание и др. В этой системе участвуют различные банковские учреж­дения как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования, в том числе государственные. Активную роль играют страховые компании. У нас такой системы пока практически нет, а без нее невозможен выход на внешний рынок с машиностроительной продукцией. Она нужна всем экспортерам, и особенно малым предприятиям.

В кратко- и среднесрочном кредитовании экспорта могут при­нять активное участие коммерческие банки. Для долгосрочного кредитования экспорта нужны специальные кредитные структуры. Сейчас такое кредитование могут осуществлять только государст­венные банки. Необходимо также страхование экспортных креди­тов, которое существует во всех промышленно развитых странах и осуществляется, как правило, государственными организациями (в США и Японии — государственными экспортно-импортными банками, в Великобритании — государственным Департаментом га­рантий экспортного кредита и т. д.). В настоящее время и у нас началось создание специального государственного банковского уч­реждения для кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов, выдаваемых коммерческими банками (Российского экс­портно-импортного банка).

Особую проблему составляет льготное государственное кредито­вание проектов инвестиционного сотрудничества за рубежом. Это финансирование необходимо для строительства объектов за рубе­жом в рамках межправительственных соглашений и по выигранным международным торгам, а также экспорта машинно-технической продукции, в том числе военного назначения.

Важный вопрос дальнейшего развития российского экспорта — развитие транспортной инфраструктуры. С учетом того, что ряд важ­ных морских портов оказался за рубежом, ведется разработка программы развития морских портов и железных дорог, а также программы «Терминал» для совершенствования транспортно-экспедиционного обслуживания экспортных поставок.

Поддержка ВЭД предприятий необходима со стороны государст­ва и по другим направлениям, особенно в изучении зарубежных рынков. Прежде всего, нужно создать государственную систему внешнеэкономической информации, которой могли бы пользоваться особенно мелкие и средние предприятия. Общая информация, собираемая государственными внешнеторговыми ведомствами, в том числе торговыми представительствами за рубежом, должна распро­страняться бесплатно или за очень низкую плату. Предприятия, особенно малые и средние, должны получать финансовую поддерж­ку со стороны государства и при более специальном изучении рынка. Такая практика существует во многих странах. Большое внимание распространению необходимой информации уделяет Ев­ропейское сообщество, которое целенаправленно проводит, напри­мер, политику повышения конкурентоспособности малых и средних фирм, способствуя различным формам их международного сотруд­ничества. Одним из конкретных направлений этой политики являет­ся создание компьютеризированной системы поиска партнеров, предназначенной в первую очередь для нужд этих фирм. Этой сис­темой пользуются и страны ЕАСТ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.