Разделы

Механизм избежания двойного налогообложения и специальные условия международных налоговых соглашений РФ

Механизм избежания двойного налогообложения

В соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных Российской Федерацией (СССР), использу­ются два основных механизма устранения двойного налогообложе­ния: зачет налога, уплаченного в другом договаривающемся государ­стве при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания, и освобождение от налогообложения доходов, на­логообложение которых было произведено в стране-источнике. В по­давляющем большинстве соглашений предусматривается применение зачетного метода.

В Типовом соглашении ст. 21 «Устранение двойного налогообло­жения» содержит следующие нормы: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход, который, в соответствии с положениями настоящего Соглаше­ния, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государ­стве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом Договаривающемся Государстве, может быть вычтена из налога, взи­маемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом Договаривающемся Государстве. Такой вычет, однако, не будет пре­вышать сумму налога первого Договаривающегося Государства на такой доход, рассчитанную в соответствии с его налоговым законода­тельством и правилами». Аналогичную формулировку содержит При­ложение к Протоколу «Об унификации подхода и заключение Согла­шений об избежании двойного налогообложения доходов и имущест­ва» от 15 мая 1992 г., Соглашение РФ — Республика Польша от 22 мая 1992 г. и ряд других соглашений, заключенных после 1992 г.

Соответствующая статья в соглашениях, заключенных СССР, как правило, имела следующий вид: один из пунктов содержал указание > на то, что применительно к СССР двойное налогообложение устраня­ется в соответствии с законодательством СССР, а другие пункты со­держали нормы, регламентирующие конкретный механизм устране­ния двойного налогообложения для лиц с постоянным местопребыва­нием в другом договаривающемся государстве, осуществлявших дея­тельность и (или) владевших имуществом на территории СССР.

Типичные для этого периода формулировки содержало Соглаше­ние СССР — Финляндская Республика от 6 октября 1987 г. Примени­тельно к Финляндии (к лицам с постоянным местопребыванием в 1 Финляндской Республике) двойное налогообложение устранялось следующим образом: если у лиц с постоянным местопребыванием в Финляндии имелся доход, который в соответствии с положениями Соглашения подлежал обложению налогами в СССР, из налога, упла­чиваемого с дохода этого лица в Финляндии, вычиталась сумма, соот­ветствующая налогу, уплаченному с дохода в СССР. Однако размер вычета не должен был превышать той части налога, рассчитанного до вычета, который относится к доходу, подлежащему налогообложению в СССР (п. 2 ст. 14).

Более сложный механизм устранения двойного налогообложения предусматривало Соглашение СССР — ФРГ от 24 ноября 1981 г. Применительно к лицу с постоянным местопребыванием в Федера­тивной Республике Германии двойное налогообложение устранялось следующим образом:

«а) в случаях, в которых не применяются положения подпункта «Ь», из основы исчисления налогов Федеративной Республики Герма­нии исключаются доходы Союза Советских Социалистических Рес­публик и находящееся в Союзе Советских Социалистических Респуб­лик имущество, которые, согласно настоящему Соглашению, могут облагаться налогами в Союзе Советских Социалистических Респуб­лик. Однако для Федеративной Республики Германии сохраняется право учитывать исключенные таким образом доходы и имущество при определении налоговой ставки;

Ь) в случае, когда Союз Советских Социалистических Республик может облагать налогами доходы в соответствии со ст. 7, 8 и 16 насто­ящего Соглашения, то уплаченные в Союзе Советских Социалисти­ческих Республик налоги в соответствии с положениями налогового законодательства Федеративной Республики Германии засчитывают­ся при обложении этих доходов подоходным налогом и налогом с кор­пораций» (п. 1 ст. 19).

В Протоколе к этому Соглашению отмечалось, что, если юриди­ческое лицо с постоянным местопребыванием в ФРГ использует дохо­ды, получаемые из источников в СССР, для выплаты дивидендов, то положение п. 1 ст. 19 не исключает взимание налога с корпораций в соответствии с предписаниями налогового законодательства ФРГ (см. Протокол,п.8).

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.