Разделы

Двойное налогообложение и международные экономические отношения

Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие на­логовые режимы для своих резидентов, осуществляющих деловую ак­тивность за границей, и для иностранных налогоплательщиков, дейст­вующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в' оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к та­кому феномену, как двойное налогообложение.

Проблема двойного налогообложения обостряется с усилением интернационализации хозяйственной жизни, которая выражается в многократном росте международного товарообмена, объемов услуг, оказываемых за пределами страны, перелива капитала. В налоговой практике и теории различаются двойное экономическое налогообло­жение и двойное юридическое налогообложение.

Под двойным экономическим налогообложением

понимается си­туация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и об­ложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.

Как правило, проблема экономического двойного налогообложе­ния разрешается при разработке национального налогового законода­тельства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предпри­ятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

Под двойным юридическим налогообложением

понимается си­туация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отноше­нии одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществля­ет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложе­ние может возникнуть при несостыковке общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, областей земель), а также на уровне органов местного самоуправления.

Подобная ситуация неоднократно отмечалась в 90-е гг. в Россий­ской Федерации и основной причиной этого явления следует считать неконтролируемое федеральными властями региональное и местное нормотворчество в сфере налогообложения. Однако если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регио­нального и местного законодательств в соответствие с общегосударст­венным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств и может быть устранено лишь путем согласования много­численных и сложных вопросов на межгосударственном уровне.

В устранении двойного налогообложения доходов и имущества за­интересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя кото­рых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремя­щиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привле­чению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособнос­ти не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действую­щих в сфере международных экономических отношений, без устране­ния двойного налогообложения может достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.