Разделы

Система внешнеторгового регулирования России.

Среди других мер, призванных непосредственно воз­действовать на цену импортированных товаров, нужно отметить акцизные сборы, налог на добавленную стои­мость и, наконец, импортные субсидии.

Акцизные сборы и налог на добавленную стоимость идентичны аналогичным сборам, взимаемым с нацио­нальных товаров. Исключение составляет дискримина­ционная практика взимания с иностранных товаров на­лога на добавленную стоимость на базе совокупной стоимости товара, включая и пошлину.

Система таможенно-тарифного налогообложения до­полняется широким использованием импортного субси­дирования.

Импортное субсидирование представляет собой ру­димент прежней распределительной системы с целью вы­равнивания различий во внешний и внутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной ва­люты, в которой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в том числе налог на добав­ленную стоимость—все это делает импортные товары недоступными по цене малоимущим слоям населения. Для избежания негативных последствий, вызванных до­рогостоящим импортом, российское государство субси­дирует ввоз жизненно важных для населения и эконо­мики страны товаров.

Спектр товаров, охватываемых импортными субси­диями, достаточно широк и включает такие товары, как продовольствие, запасные части, медицинские товары и лекарства. Основанием для предоставления субсидий служат доводы гуманистического характера (медика­менты для больных, пенсионеров и участников войны), необходимость замены износившегося оборудования (ча­сти для амортизированного оборудования, закупленного ранее), задача подъема жизненно важных для экономи­ки отраслей.

На практике величина субсидий зависит от силы и организованности лоббистских группировок в парламен­те и правительстве. Так, в начале 1994г. аграрному лобби, получившему значительное количество мест в парламенте и сумевшему оказать давление на прави­тельство, удалось «выбить» значительные субсидии на закупки сельскохозяйственных машин и оборудования для переработки сельхозсырья.

Источниками субсидирования обычно являются получаемые правительством от иностранных государств банков или международных организаций. На практике система субсидирования далеко не всегда выполняет свои задачи и оправдывает вложенные в нее средства. Минуя намечаемых потребителей, това­ры попадают в коммерческую торговлю, где продаются, по рыночным ценам. Это особенно часто происходит с продовольственными товарами и медикаментами. Что касается станков, оборудования и запасных частей, то их распределение не по назначению менее типично, од­нако и здесь зачастую происходит перепродажа им­портных товаров на биржах.

Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации экспортеров и специальный экспортный контроль.

Наиболее значимый из перечисленных методов— квотирование с целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между произ­водством и внутренним потреблением. Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней системы централизованного распределения то­варов при которой экспорт осуществлялся только в том случае, если товары производились в избытке по срав­нению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал получение, необходимого количества валю­ты для оплаты запланированного импорта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.