Разделы

Причины государственного контроля внешней торговли

Самой общей причиной контроля за внешней торговлей со стороны государства является то, что правительство каждой страны на первое место, как правило, ставит национальные интересы. Так, ограничения внешней торговли приводят к потерям для всего мирового хозяйства, хотя граждане отдельно, взятой страны могут и выиграть от введения ограничительных мер. Несмотря на то что защита внешней торговли в целом иногда оправдана, ограничительные меры обычно направлены на защиту узких интересов и желание получить некоторые преимущества в настоящем. Аргументы сторонников контроля за внешней торговлей Д. Харвей разделил на три группы.

К первой он отнес причины, основанные на стратегических, политических, социальных и моральных соображениях. Так, поощрение производства стратегических благ объясняется обеспечением сохранения в стране квалифицированной рабочей силы, заводов и технологических знаний, которые могут потребоваться в чрезвычайных обстоятельствах. Использование единого импортного тарифа может сближать страны, а введение таможенных тарифов может быть средством давления на страну.

Ко второй группе относятся экономические аргументы. Например, бремя выплаты пошлины аналогично налоговому и распределяется между производителем и потребителем в зависимости от отношения эластичности спроса и предложения. По этой причине правительство может использовать налог на импортный товар в качестве меры, направленной на улучшение условий торговли. Если спрос на этот товар более эластичен, чем его предложение, то рост цены отразится в основном на производителе, a cбop пополнит государственный бюджет. Для эффективности этой меры необходимо, чтобы: а) страна-экспортер не имела в запасе ни одного освоенного рынка сбыта своего товара; б) ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных благ; в) снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит данный тариф.

Иногда товары за рубежом продаются дешевле, чем на внутреннем рынке. Такая ситуация может сложиться, если: а) производители получили экспортные субсидии; б) монополия проводит ценовую дискриминацию на внутреннем рынке; в) благодаря растущему сбыту производитель получает экономию за счет убывающих издержек. Первоначально зарубежные покупатели оказываются в лучшем положении за счет более низких цен. Однако если фирма-экспортер пытается монополизировать рынок, вытеснив с него внутренних конкурентов, то правительству страны-импортера придется думать уже о защите своих предприятий и принимать ограничительные меры. К экономическим аргументам целесообразности введения тарифа относят получение дополнительного дохода отечественными производителями в результате возрастающего спроса со стороны покупателей, а также корректировку платежного баланса в случае его временного ухудшения.

К третьей группе аргументов относятся те, которые могут вызвать и негативные последствия. Нередко страны для поддержания занятости в отечественном производстве ограничивают импорт иностранных благ. Однако подобная практика может вызвать ответные меры со стороны страны- импортера, что может сказаться на сокращении мировой торговли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.