Разделы

СЭЗ как экономические категории, их сущность и основное содержание

Как уже было сказано, СЭЗ относятся к древнейшим хозяйствен­ным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной экономической зоной (или «зоной франка»), -говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной тер­ритории и потому не подвергающиеся обычному таможенному кон­тролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблю­дается принцип «таможенной экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А. Семенов заметил:

«Из этого определения видно, что свобода обособленной части го­сударственного пространства является не абсолютной, а относитель­ной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применя­ются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за гра­ницы не декларируются как ввоз на территорию принимающей стра­ны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокущин, следовало бы имено­вать несвободными, а специальными экономическими зонами.»

В то же время профессор К.А. Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государ­ства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они яв­ляют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства»

Как видим, такое определение СЭЗ отражает территориальность, льгот, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономи­ческих формирований. Последнее созвучное теорией М. Фридма­на и требованием рынка. Дважды поясняя свое определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического про­странства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».

Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и ино­странных предпринимателей, способствующие решению внешне­торговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».

В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П. Данько и З.М. Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они -понимается суверенная территория государства (государств), являю­щаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение обществен­ного продукта для достижения определенной и конкретной общена­циональной интегрированной, корпоративной цели с использовани­ем специальных механизмов регулирования общественно-экономи­ческих отношений производства и распределения, способных к диф­фузионному расширению ее границ».

Поясняя столь пространное-определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее террито­рией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как «искусственно созданное государством «вкрапле­ние» в национальную экономическую среду и экономически зна­чительно отличающееся от нее». Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный су­веренитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный ме­ханизм регулирования. Последний не раскрывает сущностью со­держание механизма управления СЭЗ. Что включает в себя этот специальный механизм регулирования?

Он, видимо, предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор где больше рынка и меньше государства и т. д. Но это не конкретизи­руется в определении СЭЗ. Сказано слишком общо.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Боль­шой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на ко­торой действуют особые льготные экономические условия для ино­странных и национальных предпринимателей (льготы таможенно­го, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.