Разделы

Бюджетный дефицит и государственный долг

Таблица

1

. Бюджет и государственный долг США как доля ВНП, выраженная в процентах (в среднем за период)

Период

Бюджетный избыток

Государственный долг

1955-1959

0,1

50,1

1960-1964

-0,3

43,9

1965-1969

-0,3

34,9

1970-1974

-1,2

27,4

1975-1979

-2,3

27,5

1980-1984

-3,6

30,6

1985-1986

-5,2

40,1

Источник: Congressional Budget Office, The Economic and budget Outlook, February 1987.

Имеются две основные причины того, почему государственный долг может стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государственного долга может сократить запас капитала в экономике. Тот, кто владеет облигациями США или казначейскими векселями, мог бы вместо этого вложить свои средства в покупку акций или предоставление займов фирмам, финансируя тем самым их инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала потенциальный выпуск продукции будет меньше, чем он мог бы быть в противном случае. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем.

Вторая причина возможного беспокойства по поводу наличия в экономике государственного долга заключается в том, что процентные платежи по этому долгу могут стать непомерно большими. Правительству приходится регулярно выплачивать проценты по долгу. Каким образом оно может это делать? Один вариант решения — это увеличить налоги. Однако налогообложение влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике (Окно1). Так, например, если подоходные налоги снижают само желание работать, то налоги, увеличенные с целью выплатить проценты по долгу, приведут к сокращению выпуска продукции.

Кроме того, правительство, добывая необходимые ему суммы путем увеличения налогов, может столкнуться с разного рода политическими осложнениями (почему проблема бюджетного дефицита должна выходить на первое место в то время, когда правительство находит легкий путь — увеличить налоги для обеспечения выплат по процентам?). В этом случае может возникнуть порочный круг. Если долг велик, то, следовательно, и процентные платежи являются достаточно высокими. Однако именно из-за того, что процентные платежи высоки, правительство, чтобы их выплачивать, будет вынуждено прибегать к новым займам. А это означает дальнейшее нарастание государственного долга.

В действительности существует альтернативный источник финансирования: для финансирования бюджетного дефицита правительство может просто печатать деньги. Вероятно, именно возможность того, что огромный государственный долг и ставший привычным дефицит бюджета, в конечном счете, приведут к печатанию дополнительного количества денег, а следовательно, к инфляции, и является основной причиной широко распространенных страхов по поводу существования бюджетного дефицита.

Однако между государственным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Правительство может в течение длительного времени иметь дефицит государственного бюджета, не сталкиваясь с серьезными проблемами. А при условии, что этот дефицит будет небольшим, его можно сохранять практически постоянно. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то величина государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Причина заключается в том, что если в экономике страны существует устойчивый рост доходов, то и государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимых границ. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост государственного долга будет значительно опережать рост доходов, в экономике возникает определенный ряд проблем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.