Разделы

Эволюция законодательной базы привлечения иноионвестиций.

Вследствие влияния азиатского финансового кризиса уровень поступления в экономику Китая иноинвестиций несколько сократился. Объем использованных за 1998 г. инокапиталов составил 54 млрд.долл., что на 13% меньше, чем в предыдущем году. Общая сумма инокапвложений в экономику КНР – 414 млрд.долл. (240 млрд. долл. – прямые инвестиции). В КНР действует свыше 150 тыс. предприятий с инокапиталом. Несмотря на азиатский кризис, финансовая система Китая сохраняет устойчивость. Остановлена инфляция (цены выросли на 0,8% в 1997 г. и снизились на 2,6% в 1998 г.). Китай уверенно удерживает второе (после США) место в мире по ежегодным объемам привлечения иноинвестиций. Иноинвестиции в КНР на 90% являются прямыми, то есть, вложены не в ценные бумаги, а непосредственно в капитал СП. Зарубежные инвесторы допускаются к приобретению лишь акций китайских предприятий под жестким госконтролем (специальные акции для зарубежных инвесторов выпустили чуть более 100 предприятий КНР). Спекулятивные вложения в гос. и иные облигации зарубежных капиталов не допускаются. Перевод средств за границу иноинвесторами в каждом отдельном случае требует разрешения учреждений валютного контроля КНР. В 1998 г. Китай оставался крупнейшим получателем кредитов МБРР и АзБР, по линии которых в 1998 г. в КНР поступило соответственно свыше 2,5 млрд. и 1 млрд.долл. Пекин продолжал широкое привлечение инокапиталов также с помощью различных правительственных займов западных стран.

Несмотря на значительные объемы привлекаемого инокапитала в КНР, его макроэкономическая эффективность и масштабы пока относительно невелики. Более 70% действующих СП рентабельны, до трети от их общего числа – убыточны или имеют низкую экономическую эффективность. Доля СП в общем объеме промышленного производства – 14%. Размеры освоенных предпринимательских инвестиций на душу населения, хотя и увеличились до 36 долл. (1998 г.), превысив средний уровень в развивающемся мире, значительно уступают, к примеру, новым индустриальным экономикам (150 долл.). Другая проблема – нежелание крупнейших промышленно-развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики “выпавшего технологического звена”, когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Около двух третей привлекаемых зарубежных капвложений приходится на приморские районы стран Иноинвесторов беспокоит неполное законодательство, наличие многих “закрытых” инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов вкладчиков, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультаций сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.

В сложившийся ситуации экономическая стратегия Китая призвана адекватно учитывать как успехи, достигнутые в реформировании национальной экономики, так и имеющиеся трудности и проблемы. Формирование “социалистической рыночной экономики” в качестве основного ориентира развития общества в ближайшие годы предполагает прежде всего переход от преимущественно административного к преимущественно рыночному механизму распределения экономических ресурсов. В инвестиционной сфере речь идет, во-первых, о повышении эффективности макроконтроля при существенном сокращении непосредственного вмешательства государства в организацию и регулирование инвестиционного процесса на предприятиях”; во-вторых, о наполнении реальным экономическим содержанием созданных в последние полтора десятилетия в этой области квазирыночных структур и механизмов (индикативное планирование капитальных вложений, система инвестиционного кредитования, фондовый рынок, открытые конкурсные торги на сооружение объектов и т.д.); и, в-третьих, о благоприятном инвестиционном климате для национальных и зарубежных инвестиций.

С учетом характера и особенностей развития инвестиционной сферы Китая в 80-90 гг. выявились следующие основные направления ее дальнейшего реформирования:

1.Оптимизация объема и структуры иностранных инвестиций.

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.