Другая проблема - нежелание крупнейших промышленно развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики "выпавшего технологического звена", когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. В этом, очевидно, проявляется стремление иностранных компаний соблюдать свои стратегические выгоды, нежелание создавать сильного конкурента на мировом рынке. В связи с этим, наиболее перспективной формой представляются именно совместные предприятия, предполагающие заинтересованность обеих сторон в привлечении современной технологии для модернизации производства.
Проблемой остается и невысокое качество многих китайских товаров, несоответствие их международным стандартам, недостаточная квалификация рабочего и инженерно-технического персонала. Их работа в трудоемких отраслях на конвейере и сборке имеет узкую специализацию, не дает широких технологических навыков. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Не сбалансирована и территориальная структура размещения иностранного капитала, где заметно преобладают приморские районы страны. Иностранных инвесторов также очень беспокоит неполное законодательство, наличие многих "закрытых" инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов инвесторов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультации сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Слишком велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.
Наконец, мешает совместному предпринимательству распространенная среди китайцев неверность контрактным обязательствам, убеждение, что в силу обстоятельств можно и нужно изменять условия соглашений.
Таб.8.
Страны — главные источники прямого инвестирования экономики КНР в 2000г.
Регионы |
Количество
проектов |
Доля в % |
Инвестиций заключенных.
млрд.долл. |
Доля в % |
Реал.испол.
инвестиции
млрд.долл. |
Доля в % |
Всего |
22347 |
100 |
62,380 |
100 |
40,715 |
100 |
Гонконг |
7199 |
32,21 |
16,961 |
27,19 |
15,500 |
38,07 |
США |
2609 |
11,67 |
8,001 |
12,83 |
4,384 |
10,77 |
Виргин.о-ва |
115 |
75,18 |
7,552 |
12,06 |
3,833 |
9,41 |
Япония |
1614 |
7,22 |
3,681 |
5,90 |
2,916 |
7,16 |
Тайвань |
3108 |
13,91 |
4,042 |
6,48 |
2,296 |
5,64 |
Сингапур |
622 |
2,78 |
2,031 |
3,26 |
2,172 |
5,34 |
Юж. Корея |
2665 |
11,48 |
2,386 |
3,82 |
1,490 |
3,66 |
Великобритания |
261 |
1,17 |
0,834 |
1,34 |
1,164 |
2,86 |
Германия |
293 |
1,13 |
2,900 |
4,65 |
1,041 |
2,56 |
Франция |
137 |
0,61 |
0,634 |
1,02 |
0,853 |
2,10 |
Голландия |
102 |
0,46 |
3,414 |
5,47 |
0,789 |
1,94 |
Гейман.о-ва |
163 |
0,73 |
3,139 |
5,03 |
0,624 |
1,53 |
Макао |
433 |
1,94 |
0,348 |
0,56 |
0,347 |
0,85 |
Австралия |
393 |
1,76 |
0,697 |
1,12 |
0,309 |
0,76 |
Канада |
438 |
1,96 |
0,868 |
1,39 |
0,280 |
0,69 |
Другие |
1253 |
5,61 |
4,922 |
7,89 |
2,716 |
6,67 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|