Разделы

Международные корпорации.

В 70-е годы 20 века возник и с тех пор активно обсуждается феномен корпораций, международных по характеру своей деятельности, который непосредственно связан с широким развитием прямого зарубежного инвестирования. На международные корпорации, которые являются, как правило, крупнейшими фирмами развитых стран, приходится основная часть международных прямых инвестиций и международной торговли.

Главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны.

Страна базирования – страна, в которой располагается головное подразделение международной корпорации.

Принимающая страна – страна, в которой международная корпорация имеет дочерние, ассоциированные компании или филиалы, созданные на основ прямых инвестиций.

Целенаправленные исследования международных корпораций начались с конца 50-х годов. Большинство из них отталкивались от теории “экономики масштаба”, позволяющей международной корпорации экономить на издержках производства при увеличении выпуска продукции и переносе его в другие страны. Позднее возникло и оформилось технологическое направление теории международных корпораций, полагающее, что их создание объясняется технологическим превосходством компаний развитых стран, которые создают предприятия за рубежом для выполнения вспомогательных операций, оставляя контроль за передовой технологией в головной компании. Несколько позже возникли теории международной организации, к которой тяготеют корпорации по достижению определенного размера. В России исследования международных корпораций носили преимущественно описательный характер. При поиске ответа на вопрос – почему американские корпорации производят автомобили на своих филиалах в Мексике? – можно выделить как минимум 2 аспекта – территориальный и интернациональный. Территориальный аспект предполагает поиск ответа на вопросы – почему один и то же товар производится в нескольких странах, а не в одной. Ответ заключается в том, что каждая корпорация стремиться получить доступ к наиболее дешевым природным и трудовым ресурсам, сократить издержки на транспортировку товаров и обойти таможенные и иные барьеры. Интернациональный аспект предполагает поиск ответа на вопрос – почему товар в разных странах производится одной и той же, а не различными корпорациями? Ответ заключается в том, что корпорации, имеющие филиалы в нескольких странах, может используя преимущества масштаба, экономически более эффективно производить товар, чем несколько независимых корпораций. Кроме того она может манипулировать отчетностью с целью сокращения налогов, обеспечивать контроль за принадлежащей ей технологией, которая предоставляется полностью только контролируемым филиалам.

Международная корпорация – форма структурной организации, осуществляющей прямые инвестиции в разные страны мира.

Международные корпорации бывают 2 основных видов:

Многонациональные корпорации (МНК) – головная компания их принадлежит капиталу 2 или более стран, филиалы также находятся в различных странах .

Подавляющее большинство современных корпораций имеют форму ТНК (пример1)

Транснациональные корпорации (ТНК) – головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира.

Деление международных корпораций на ТНК и МНК весьма условно, поскольку в современных условиях наибольшее значение имеет не то, капиталу скольких стран принадлежит головная компания корпорации, а глобальный характер ее деятельности, инвестирования и извлечения прибыли. В этом смысле международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один филиал на основе инвестиций. Однако очевидно, что в число могут в таком случае попасть и очень небольшие фирмы, имеющие одно единственное подразделение по ту сторону границы. На самом деле под ТНК принято принимать лишь действительно крупные международные корпорации, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов их производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.