Разделы

Как получить разрешение на создание оффшорной компании

Как было показано выше, все требования о получении раз­решений у российских контролирующих органов относятся не к факту контроля над оффшорным предприятием, а только к инве­стированию средств в его капитал или приобретению его ценных бумаг. Несмотря на то, что большинство российских предприни­мателей, контролирующих иностранные компании, либо просто игнорируют требование о получении лицензии, логично полага­ясь на конфиденциальность информации о владельцах в стране регистрации компании, либо законно это требование обходят, создавая схемы контроля без нарушения правил инвестирования за рубеж, есть ситуации, когда для реализации проекта желатель­но именно получение всех возможных разрешений. Если вы по­лучаете кредит на российское предприятие и иностранный банк требует создания оффшорной компании для обслуживания этой операции, то он скорее всего захочет, чтобы предприятие-получа­тель кредита владело 100% акций такой оффшорной компании (т.е. осуществляло прямой контроль над этим предприятием и могло все эти 100% акций заложить банку-кредитору). Хотите или нет, лицензию у Центробанка получать придется.

Один из юристов, помогавших подбирать материал для этой книги, имеет существенный опыт общения с Центральным бан­ком по поводу лицензий на перевод средств в капитал оффшор­ных компаний и берется утверждать, что обычному бизнесмену с ЦБ по этому вопросу лучше не связываться. Чтобы вам дали ли­цензию, нужно доказать, что создание оффшорной компании необходимо для привлечения в Россию или крупного кредита, или чего-либо в этом роде, а также пообещать полностью отчитывать­ся перед Центробанком о деятельности такой компании — вплоть до ежегодных выписок по ее счетам в банке. Во всех остальных случаях сотрудники ЦБ будут благоразумно исходить из интере­сов Российского государства и, скорее всего, вам откажут. (При­выкайте, господа, к тому, что ваши интересы очень часто будут прямо противоположны интересам государства.)

Список документов, которые требует Центробанк для выда­чи лицензий, раньше устанавливался для каждого конкретного случая (единой инструкции не было). Теперь Инструкция появи­лась, и я привожу полный список документов в этой главе. Обыч­но требуется пространная заявка с изложением сути проекта и с обоснованием, почему создание оффшорной компании выгодно для Российской Федерации (я уже говорил, что одним из таких обоснований может быть получение иностранного кредита). В дополнение к этому потребуются учредительные документы ино­странной компании и российского предприятия, а также справки из налоговой инспекции о том, что российское предприятие не имеет задолженности по налогам. Если речь идет о создании оффшорной компании для обеспечения кредита, то дополнитель­но потребуется изложение операции, ради которой получается кредит, а также документы от иностранного кредитора о его го­товности предоставить средства. Обычно парафированного кре­дитного соглашения или подписанного кредитором письма с из­ложением основных условий кредита бывает достаточно для того, чтобы начать лицензирование проекта.

Помимо получения лицензии в Центральном банке любые инвестиции российских резидентов за рубеж должны быть одоб­рены Министерством внешнеэкономических связей и зарегист­рированы в Государственном реестре.

Любопытна правовая природа этого требования. В Указе Пре­зидента № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэко­

номической деятельности на территории РСФСР» (пункт 9) было установлено: «Осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрирован­ными на территории РСФСР, и советскими гражданами произво­дится по лицензии и в порядке, определяемом правительством РСФСР». Никакого постановления Правительства РСФСР, а за­тем и Российской Федерации по этому поводу издано не было. Норма на какое-то время повисла в воздухе. Затем в 1992 г. был принят Закон о валютном регулировании и валютном контроле, после которого все было поставлено на свои места; для любых инвестиций за рубеж устанавливалось требование получить ли­цензию Центробанка.

Однако не все так просто. Монопольное положение решать вопрос о лицензиях на зарубежные инвестиции, которое занял в силу закона Центробанк, не давало покоя другим ведомствам. И вот в лучших традициях российского чиновничьего нормотворче-ства в феврале 1994 г. Министерство внешнеэкономических свя­зей издало «Временный порядок выдачи заключения МВЭС Рос­сии о целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и создание предприятий с участием рос­сийского капитала, за рубежом.» Как вы успели догадаться из названия, МВЭС тем самым «обрел» полномочия, по сути полно­стью параллельные центробанковским — разрешать или нет ин­вестировать капитал за границу. В качестве обоснования «Вре­менного положения» было названо Постановление Совета Ми­нистров СССР № 412 от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйствен­ной деятельности советских организаций за рубежом», в котором было установлено, что «зарубежные предприятия создаются со­ветскими государственными предприятиями, объединениями и организациями с согласия вышестоящих министерств .,» а всеми прочими юридическими лицами — «с согласия Министерства внешних экономических связей СССР и с учетом рекомендаций Министерства иностранных дел СССР», а также что «созданные зарубежные предприятия регистрируются советскими партнера­ми в специальном реестре.» Можно спорить, насколько правоме­рен этот пируэт ведомственного нормотворчества, но в настоя­щее время факт остается фактом: для (открытого) инвестирова­ния средств за рубеж вам придется сходить за разрешением и в Центробанк, и в Министерство внешнеэкономических связей.

Перейти на страницу: 1 2

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.