Разделы

Экономическая стратегия. экономическая политика ТНК: производство и рынок

Распространяя свою производственную деятельность на другие страны, ТНК рассчитывают расширить и укрепить свои рыночные позиции: чем больше число стран, в которых действуют их филиалы, тем легче головной корпорации оптимизировать свою стратегию реагирования на колебания мировой торговой конъюнктуры, тем больше возможностей в выборе районов для сбыта продукции. В настоящее время три четверти всех филиалов ТНК дислоцируются в странах развитого капитализма, в том числе больше половины в Западной Европе и около десятой части в Северной Америке.

Нередко важным аргументом в пользу создания заграничного филиала ТНК является экономия на издержках.

Другой широко распространенный мотив - стремление уклониться от больших расходов на охрану окружающей среды на родине. Часто строительство зарубежного филиала дает возможность обойти импортные ограничения, использовать налоговые льготы, снизить транспортные расходы и т. п. Почти все ТНК, широко практикующие торговые операции со своими филиалами, манипулируют ценами и условиями поставок продукции. Наиболее распространенными во внутрикорпорационной торговле являются заниженные цены на сырье, отгружаемое филиалами головным компаниям, и завышение цены на поступающие в филиалы полуфабрикаты.

Зарубежная деятельность приносит ТНК примерно в два раза больший доход на равновеликий капитал, чем операции на отечественном рынке. Но соображения прибыльности - это не единственный повод для развития сети заграничных филиалов. Не меньшее значение имеют стратегические расчеты в конкурентной борьбе. Даже в том случае, когда развертывание производства в новом регионе не сулит снижения себестоимости или других «меркантильных» выгод, оно потенциально создает значительно больше возможностей для приспособления продукции к условиям местного рынка, для налаживания эффективного послепродажного обслуживания.

Расширяя сеть своих зарубежных филиалов, ТНК получают возможность вести борьбу со своими конкурентами непосредственно в районах сбыта продукции. Организацию этой борьбы берут на себя филиалы, которые лучше могут оценить хозяйственную обстановку принимающих стран и возможности своих соперников на местном рынке. В развивающихся странах ТНК не просто «присутствуют» в экономике, а овладевают командными высотами, что невозможно сбросить со счетов при выработке национальных политических решений.

Итак, создание ТНК своих филиалов в других странах сулит значительные выгоды как с точки зрения прибыли, так и в плане общей перспективы укрепления экономической власти. Это обстоятельство и объясняет тот факт, что в современном мире практически все крупные корпорации превратились в транснациональные. В условиях НТР обострение соперничества между ТНК сопровождается появлением мощных интеграционных стимулов. Многонациональное производство, осуществляемое в рамках ТНК, выступает в качестве императива, ибо только оно позволяет крупной промышленной фирме с достаточной полнотой использовать широкий арсенал методов конкурентной борьбы.

Международная конкуренция в области промышленного производства носит комплексный, усложненный характер сбытовой политики, связанный с особенностями формирования потребительского спроса. Связи ТНК с потребителями становятся все более активными и продолжительными. Сегодня теоретики международного маркетинга отказываются от категории «товар», считая ее слишком узкой, и предпочитают использовать более широкое понятие - «предложение».

Этот термин включает в себя не только саму продукцию, но и сопроводительную документацию, рекламу, систему гарантий, а также послепродажный сервис. Общеизвестно, что быстрое завоевание внутреннего рынка США японскими ТНК было достигнуто не столько за счет более высокого качества и относительной дешевизны их продукции, сколько за счет более эффективной организации системы сбыта и обслуживания потребителей. В настоящее время при продаже сложной техники речь обычно идет не просто о продаже станков или отдельных машин, а о приобретении «способа решения проблемы». При этом главное значение имеют системы гарантий и консультационная помощь, а передачи материального носителя услуги в собственность нового владельца может и не происходить. Это подтверждается, в частности, все более широким распространением практики «лизинга» (аренды) новых дорогостоящих ЭВМ.

Естественно, что ТНК имеют значительные преимущества в установлении тесных контактов с потребителем и, следовательно, больше соответствуют требованиям современного маркетинга, чем корпорация традиционного типа. Другим важным преимуществом ТНК является их большая приспособленность к методам динамичного балансирования производства, позволяющим быстро компенсировать потери от падения спроса на какой-либо продукт расширением продаж на других рынках. Быстрая техническая и технологическая перестройка и постоянная модернизация современного производства позволяют крупным фирмам настолько диверсифицировать свою структуру, что на их предприятиях начинают производиться совершенно различные типы конечной продукции. При этом все филиалы ТНК пользуются общим фондом патентов и изобретений, их обслуживают опытные и высококвалифицированные кадры консультантов по внедрению новых форм производства. Подобная общность «техноструктуры» обеспечивает эффективный перелив технологии внутри транснационального комплекса.

Перейти на страницу: 1 2

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.