Разделы

Основные положения трехстороннего договора (НАФТА)

НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кри­зиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность. По оценкам большинства специалистов, североамериканский интеграционный про­цесс к концу 90-х годов обрел необратимый характер. Об этом свиде­тельствовали не только такие показатели, как динамика внешней тор­говли и движение капиталов и услуг'. И в США, и в Канаде, и в Мекси­ке ни одна из политических партий, крупных предпринимательских организаций уже не выступала против НАФТА.

Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить.

Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как струк­тура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полуша­рия. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом пла­не в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром ин­теграционного объединения, охватывающего весь американский кон­тинент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свобод­ной торговли.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

Другим практическим примером международной ин­теграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Согла­шение между США, Канадой и Мексикой о Североаме­риканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать суть ос­новных положений Соглашения и сравнить с основопо­лагающими посылками документов Евросоюза, то оче­видно главное: демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет про­изойдет слияние трех национальных рынков и сформи­руется зона свободной торговли с населением более 375 млн человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные сущест­вующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т. д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью.

Создание НАФТА было в большей мере иницииро­вано решениями политиков, хотя значение экономиче­ских императивов при этом нисколько не приуменьша­ется. В начале 90-х годов с окончанием "холодной вой­ны" радикальным образом изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире: исчез­ли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляют­ся попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, кана­лизировать средства на укрепление экономической мо­щи. Материалы последних лет свидетельствуют о срав­нимости суммарных экономических и научно-техни­ческих потенциалов стран ряда регионов с аналогичны­ми показателями США. Как отмечалось выше, ЕС по­сле сравнительно долгого периода становления инте­грации в начале 90-х годов приступил к политике "резкого форсажа", направленной на углубление и рас­ширение интеграции. В то же время отмечается стреми­тельный рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятель­ность организации Азиатско-тихоокеанского экономи­ческого сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономиче­ского сообщества и т.д. Такая эволюция событий в ми­ровой экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные негативные по­следствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североаме­риканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,

Помимо аргументов политического характера, каж­дая страна—участница Соглашения имеет свои эконо­мически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнитель­но короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексикан­скую территорию трудоемких, материалоемких И других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Амери­канские политологи-экономисты считают НАФТА свое­образным трамплином для более глубокого проникно­вения в экономику латиноамериканских стран на каче­ственно новых условиях, например, партнера, а не эксплуататора.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.