Разделы

Состав и структура мирового рынка услуг.

Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг составляет около 80%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в начале 90-х годов ХХ века приблизился к 30%. Надо полагать, что эта тенденция будет ускоряться.

Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие [3]:

· зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;

· развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;

· новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;

· ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную

прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг) [3]. Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Рассматривая в этом плане Россию, другие страны СНГ и Балтии, необходимо отметить, что хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Перейти на страницу: 1 2 

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.