Разделы

Проблемы внешнего долга России

Понятие внешнего долга и его влияние на экономику страны

Государственный долг представляет собой “накопленную сумму всех дефицитов бюджетов федерального правительства за вычетом положительных сальдо, которые имели место в стране. [3] Такое определение государственного долга представляется обоснованным, т.к. в основе появления и увеличения долга лежит в конечном счете бюджетный дефицит. Государство берет займы, кредиты при недостатке собственных доходных источников для финансирования бюджетных расходов. Отступления от этого правила представляют собой исключения ,которые лишь подтверждают правила. Государственный долго подразделяют на внутренний и внешний в зависимости от соcтава кредиторов государства. Наибольшую проблему для правительства любой страны представляет состояние внешнего долга, так как для его обслуживания и погашения необходимо отдавать часть реальной продукции своей страны иностранным кредиторам. Понятно, что долги погашаются чаще всего валютой или иными платежными средствами, которые согласен принять кредитор. Но для того, чтобы их заиметь, требуется продать реальный товар на экспорт, либо отдать кредитору такой товар, который имеет высокую ликвидность.

Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране.

Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, вы ступает крупным заемщиком на финансовом рынке, ее создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательным для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, о ответственно к повышению эффективности импорта снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах к внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное — увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

Структура внешнего долга России

Государственный внешний долг России благодаря целому ряду обстоятельств – договоренности о реструктуризации долга с Лондонским клубом, аккуратному выполнению финансовых обязательств перед МВФ (сумма выплат МВФ за 2000 г. – 3,6 млрд. долл.), вынужденному сокращений новых заимствований и т.д. - в истекшем году несколько сократился. Относительно общей суммы этого долга, включающего обязательства бывшего СССР, существуют расхождения, связанные с разной методикой измерения отдельных его компонентов.

Во внесенном в Госдуму правительственном проекте федерального бюджета на 2001 год сумма внешнего долга на 1 января 2000 г.оценивалась в 154,1 млрд. долл., а на 1 января 2002 г. - в 156,5 млрд.долл. против 158,4 млрд.долл. на начало 2000 г. Но после проведенной счетной палатой корректировки этот показатель был понижен до 145 млрд. долл., причем по состоянию как на начало 20001 г., так и на начало 2002 г.

Перейти на страницу: 1 2 3

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.