Разделы

МЕРКОСУР

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Лат. Амер. следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. чел. и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностр. инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Лат. Амер.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговли между 4-мя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и раб. силы, координация политики в области промышленности, с/х, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-фин. сфере.

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе мин.иностранных дел; исполнительный огран – Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технологич. комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции кот. входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-фин. и макроэкон. политика, наземный и морской транспорт, промыш. технологии, с/х и энергетика. Предпринимаются меры по созданию спец. трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельсвуют об определнных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Объем внутриблокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в 4 раза, в то время как суммарный экспорт государств-участников в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%. При этом доля внутриблокового экспорта в общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%. Расширение взаимных внеш.-эконом. связей в рамках МЕРКОСУР распространяется на ии. инвестиции из третьих стран.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку – 1 янв. 1995г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. на пути дальнейшего развития странам-участницам предстоит преодолеть существенные противоречия, значительную разницу в экон. потенциалах, найти оптимал. сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью гос-ва в условиях специфики латин-амер. региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.