Разделы

Типы интеграционных объединений.

МН экономич. интеграция – процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономич. связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, то есть слияния рег. интегр. объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Самая простая форма МН экон. интеграции – зоны свободной торговли. Отменяются торговые ограничения для стран-участниц интеграционной группировки, и снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В рез-те создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений МН торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах своб. торговли соответствуют современной МН внешнеэкономической практике и концепции ВТО, направленными на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.

Участие в зонах свободной торговли может привести к банкротству национальных производителей, не выдержавших соперничества с ин. поставщиками товаров и услуг.

Форма более тесного сотрудничества – таможенный союз. Наряду с отменой внешнеторг. ограничений внутри интеграционного объединения установлен единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной ден. системы.

При дальнейшем развитии процесс интеграции стран достигает формы общего рынка. Подписывается договор для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграц. процесс включаются факторы пр-ва и до некоторой степени координация внешнеэкон. политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышл. стандартов и правовых норм. при этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Опыт ЕС, реализовавшего этап общего рынка, показывает, что проведение политики в рамках этого этапа должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов (на правах нац. законов). В то же врем директивы, адресуемые гос-вам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

Наиболее сложная форма – с высокоразвитыми внешнеэкономич. и политич. связями – экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экон. и вал. политики. Следствием экономич. и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом – совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д.

Дальнейшее развитие форм МН экон. интеграции, возможно, приведет к превращению интеграц. объединения в политич. союз, т.е. к превращению интегр. объединения в конфедеративное государство. Прообразом полит. союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.

 


Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.