Разделы

Роль Евро в мировой валютно–кредитной системе (МВКО)

Европейский союз охвачен лихорадкой слияний, поглощений, затронувших практически все отрасли и сектора экономики. Введение евро в 11 странах ЕС усилило этот процесс, ломая и сокрушая последние барьеры и препятствия на пути интеграции. Соединенные Штаты Европы обретают все более зримые черты единого наднационального государства.

Продвижение к этому началось свыше 40 лет назад - с создания Европейского объединения угля и стали (1951 год). В Европе – основным фактором интеграционного процесса были рынки и рыночные отношения, и особенно активно - после 1957 года, когда Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция и ФРГ подписали Римский договор (25 марта 1957 года) об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

На всех этапах объединения в ЕЭС основными зодчими выступали три силы. Первую представляют тысячи промышленных компаний, торговых, финансовых, страховых и других фирм, кредитных организаций. Одни обслуживают крупнейшие транснациональные корпорации и банки, другие - малый и средний бизнес. Причем - и это самое главное - не только в своих странах, но и в других государствах ЕС. Так за десятилетия создавалось единое рыночное пространство, объединенное и скрепленное огромным количеством корпоративных связей (производственных, коммерческих, кредитных, инвестиционных, страховых, научно-технических, транспортных, трудовых, образовательных), ставших впоследствии, несущей конструкцией ЕС.

Вторым архитектором являются национальные правительства, парламенты и созданные ими надгосударственные структуры. Их задача состоит в том, чтобы аргументами и силой власти, доверенной им избирателями и налогоплательщиками, всячески помогать сверху свободному перемещению в ЕС капиталов, товаров, услуг, рабочей силы, информации. Своевременно принимать необходимые для этого решения, программы. Сглаживать конфликты и различия - экономические, правовые, налоговые. Ликвидировать дисбалансы и перекосы в хозяйственном и социальном развитии. Обеспечивать защиту внутренних рынков от внешних конкурентов (США, Японии, "тигров", новых индустриальных стран, России и других стран Восточной Европы).

В начале 90-х годов к строительству единой Европы подключился третий участник - земли, области, провинции в государствах ЕС. Регионы накопили огромный финансовый, производственный, торговый, научно-технический потенциал, который настойчиво ищет сферы применения как внутри ЕС, так и за его пределами.

Руководители Европейского союза никогда не делали секрета из своих строительных технологий, ноу-хау перехода от простых форм интеграции к более сложным по глубине и охвату. Члены ЕЭС начали с создания зоны свободной торговли, которое продолжалось около 10 лет (с 1958 года до конца 60-х годов). Энергично демонтировались торговые барьеры, отменялись пошлины внутри Сообщества, но при этом сохранялась полная свобода и автономия в двусторонних отношениях с третьими странами. Для контроля над товарными потоками в ЕЭС оставались границы и таможни. Все государственные, дипломатические, пропагандистские усилия концентрировались на том, чтобы максимально облегчить внутренний товарооборот (особенно сельскохозяйственной продукции), энергообеспечение, в том числе с помощью Евратома, отладить механизм первичной интеграции, политических компромиссов, снятия противоречий.

Постепенно, шаг за шагом общими усилиями и экономическими успехами к концу 60-х годов были подготовлены условия для второй ступени конвергенции - таможенного союза. Его создавали и совершенствовали тоже несколькими этапами (от 4 до 10 лет в зависимости от страны-участницы и товара) до 1990 года. Гармонизировались национальные таможенные правила. Вводился общий таможенный тариф по отношению к нечленам ЕЭС. Кропотливо согласовывались единая коммерческая и ключевые моменты экономической политики, прежде всего, в области конкуренции. Унифицировались прямые и косвенные налоги. Контроль на внутренних границах по-прежнему сохранялся, но исключительно в целях статистики, налогообложения (на затраты, различные фискальные сборы), безопасности (соблюдение стандартов, борьба с контрабандой и подделками), валютно-финансового надзора.

Через единое таможенное пространство в Сообществе формировались предпосылки и однотипные методы общей макрохозяйственной политики на основных направлениях - региональном, социальном, отраслевом, НИОКР, транспортном, сельскохозяйственном, инвестиционном, валютно-финансовом. Был запущен механизм помощи ассоциированным странам Африки, ставшим важнейшими рынками сырья, рабочей силы и сбыта для ЕЭС.

Именно в 60-70-е годы закладывался фундамент Европейской валютной системы (которую официально оформили в 1979 году) через регулирование колебаний между валютами стран-членов, интервенции центробанков в валютах ЕЭС, взаимное кредитование, создание Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). ЕФВС стал первым шагом к введению (в марте 1975 года) ЭКЮ - европейской валютной единицы на основе корзины валют. ЭКЮ использовали для расчетов, оценки экономических параметров и деятельности.

Именно это помогло вступить на третью ступень объединения - создание Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Официально его строительство началось 1 июля 1990 года с вступления в полную силу Единого европейского акта (1987 год), регламентирующего создание "пространства без внутренних границ", в котором обеспечивается отмена пограничного контроля, свободное перемещение всех факторов производства, включая капиталы, услуги, рабочую силу, унификацию стандартов, налогов, законов.

Цель моей работы, состоит в том, чтобы, не углубляясь в мелкие детали, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы, возникающие в связи с введением евро, привести экспертные оценки и прогнозы, необходимые для определения положения единой европейской валюты в международных валютно-финансовых отношениях.

     


    Финансовый дайджест : www.finlecture.ru. Copyright © 2019.