Европейский союз охвачен
лихорадкой слияний, поглощений, затронувших практически все отрасли и сектора
экономики. Введение евро в 11 странах ЕС усилило этот процесс, ломая и сокрушая
последние барьеры и препятствия на пути интеграции. Соединенные Штаты Европы
обретают все более зримые черты единого наднационального государства.
Продвижение к этому началось свыше 40 лет назад - с создания Европейского
объединения угля и стали (1951 год). В Европе – основным фактором
интеграционного процесса были рынки и рыночные отношения, и особенно активно -
после 1957 года, когда Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция и ФРГ
подписали Римский договор (25 марта 1957 года) об образовании Европейского
экономического сообщества (ЕЭС).
На всех этапах объединения в ЕЭС основными зодчими выступали три силы.
Первую представляют тысячи промышленных компаний, торговых, финансовых,
страховых и других фирм, кредитных организаций. Одни обслуживают крупнейшие
транснациональные корпорации и банки, другие - малый и средний бизнес. Причем -
и это самое главное - не только в своих странах, но и в других государствах ЕС.
Так за десятилетия создавалось единое рыночное пространство, объединенное и
скрепленное огромным количеством корпоративных связей (производственных,
коммерческих, кредитных, инвестиционных, страховых, научно-технических,
транспортных, трудовых, образовательных), ставших впоследствии, несущей
конструкцией ЕС.
Вторым архитектором являются национальные правительства, парламенты и
созданные ими надгосударственные структуры. Их задача состоит в том, чтобы
аргументами и силой власти, доверенной им избирателями и налогоплательщиками,
всячески помогать сверху свободному перемещению в ЕС капиталов, товаров, услуг,
рабочей силы, информации. Своевременно принимать необходимые для этого решения,
программы. Сглаживать конфликты и различия - экономические, правовые,
налоговые. Ликвидировать дисбалансы и перекосы в хозяйственном и социальном
развитии. Обеспечивать защиту внутренних рынков от внешних конкурентов (США,
Японии, "тигров", новых индустриальных стран, России и других стран
Восточной Европы).
В начале 90-х годов к строительству единой Европы подключился третий
участник - земли, области, провинции в государствах ЕС. Регионы накопили
огромный финансовый, производственный, торговый, научно-технический потенциал,
который настойчиво ищет сферы применения как внутри ЕС, так и за его пределами.
Руководители Европейского союза никогда не делали секрета из своих
строительных технологий, ноу-хау перехода от простых форм интеграции к более
сложным по глубине и охвату. Члены ЕЭС начали с создания зоны свободной торговли,
которое продолжалось около 10 лет (с 1958 года до конца 60-х годов). Энергично
демонтировались торговые барьеры, отменялись пошлины внутри Сообщества, но при
этом сохранялась полная свобода и автономия в двусторонних отношениях с
третьими странами. Для контроля над товарными потоками в ЕЭС оставались границы
и таможни. Все государственные, дипломатические, пропагандистские усилия
концентрировались на том, чтобы максимально облегчить внутренний товарооборот
(особенно сельскохозяйственной продукции), энергообеспечение, в том числе с
помощью Евратома, отладить механизм первичной интеграции, политических
компромиссов, снятия противоречий.
Постепенно, шаг за шагом общими усилиями и экономическими успехами к
концу 60-х годов были подготовлены условия для второй ступени конвергенции -
таможенного союза. Его создавали и совершенствовали тоже несколькими этапами
(от 4 до 10 лет в зависимости от страны-участницы и товара) до 1990 года.
Гармонизировались национальные таможенные правила. Вводился общий таможенный
тариф по отношению к нечленам ЕЭС. Кропотливо согласовывались единая
коммерческая и ключевые моменты экономической политики, прежде всего, в области
конкуренции. Унифицировались прямые и косвенные налоги. Контроль на внутренних
границах по-прежнему сохранялся, но исключительно в целях статистики,
налогообложения (на затраты, различные фискальные сборы), безопасности
(соблюдение стандартов, борьба с контрабандой и подделками),
валютно-финансового надзора.
Через единое таможенное пространство в Сообществе формировались
предпосылки и однотипные методы общей макрохозяйственной политики на основных
направлениях - региональном, социальном, отраслевом, НИОКР, транспортном,
сельскохозяйственном, инвестиционном, валютно-финансовом. Был запущен механизм
помощи ассоциированным странам Африки, ставшим важнейшими рынками сырья,
рабочей силы и сбыта для ЕЭС.
Именно в 60-70-е годы закладывался фундамент Европейской валютной системы
(которую официально оформили в 1979 году) через регулирование колебаний между
валютами стран-членов, интервенции центробанков в валютах ЕЭС, взаимное
кредитование, создание Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). ЕФВС
стал первым шагом к введению (в марте 1975 года) ЭКЮ - европейской валютной
единицы на основе корзины валют. ЭКЮ использовали для расчетов, оценки
экономических параметров и деятельности.
Именно это помогло вступить на третью ступень объединения - создание
Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Официально его
строительство началось 1 июля 1990 года с вступления в полную силу Единого
европейского акта (1987 год), регламентирующего создание "пространства без
внутренних границ", в котором обеспечивается отмена пограничного контроля,
свободное перемещение всех факторов производства, включая капиталы, услуги,
рабочую силу, унификацию стандартов, налогов, законов.
Цель моей работы, состоит в том, чтобы, не углубляясь в мелкие детали,
дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы, возникающие в связи с
введением евро, привести экспертные оценки и прогнозы, необходимые для
определения положения единой европейской валюты в международных
валютно-финансовых отношениях.
|