Внешнеэкономические связи становятся все более
заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и
организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и
научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и
взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги
как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как
результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг
подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в
материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с
количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке –
это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги
разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая
часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная
статья мировой торговли. В 90-е годы ХХ века доля всех видов услуг в ВВП
развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот
показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение занятых в
сфере услуг: в США – около 80%, в России – около 45%.
В данной работе рассмотрены состав и структура мирового рынка услуг, его
специфика, регулирование, более подробно охарактеризованы услуги,
сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества
России и ЕС в сфере предоставления услуг.
|