Европейский
Союз – наиболее динамично развивающееся интеграционное объединение в мире. На
сегодняшний день Единая Европа, объединяющая пятнадцать стран, по своему экономическому
потенциалу сравнима с США и совокупный объем ВВП стран Европейского Союза в
2001 г. составил 8,9 трлн. евро. Сегодня группировка является своего рода
федерацией европейских стран, в которой существуют такие же институциональные
структуры, что и в обычном государстве: у ЕС есть свой Парламент, Центральный
Банк, Палата аудиторов, Суд, Совет Министров, являющиеся наднациональными
структурами. Европейский Союз имеет собственный бюджет, который формируется по
определенным принципам и позволяет финансировать мероприятия по развитию
интеграции. Есть у Европейского Союза и собственная валюта евро, заменившая с 1
января 2002 г. национальные валюты двенадцати стран, входящих в экономический и
валютный союз. В отличие от экю (расчетной единицы, использовавшейся только в
безналичных расчетах между центральными и коммерческими банками), евро стал
официальным и единственным средством платежа в этих странах. С 1 января 1999 г.
евро использовалось юридическими и физическими лицами в безналичных расчетах, а
с 1 января 2002 г. в обращение были введены банкноты и монеты, которые заменили
национальные валюты двенадцати стран. Процесс централизации финансовых средств,
объединения финансовых инструментов и совершенствования финансовых институтов
ЕС продолжается, как продолжаются и интеграционные процессы в Европе. Главнейшей задачей ЕС в ближайшем
будущем является принятие финансовых мер по предстоящему включению в ЕС стран
Центральной и Восточной Европы.
Анализ принципов системы
финансирования интеграции за счет собственных ресурсов, а также работы финансовых учреждений ЕС и проводимой ими
политики аккумулирования и расходования средств приобретает особую актуальность
для России и Белоруссии, создавших Союзное государство и активно участвующих в
интеграционных процессах в рамках СНГ. Положительный европейский опыт может
быть использован этими странами при формировании общего бюджета и разработке принципов
бюджетного устройства.
Основной статьей расходов
единого бюджета ЕС, как и полвека назад, остается единая сельскохозяйственная
политика. В бюджете 2002 г. на ее осуществление выделено более 44 млрд. евро,
что составляет около 45 % бюджета группировки. Но, несмотря на количественное
увеличение расходов по этому направлению, их доля в бюджете снижается. Евросоюз
наращивает расходы по структурным операциям, особое внимание уделяется научному
и техническому сотрудничеству между государствами. Главное внимание в области
научно-технической политики сконцентрировано на проблемах формирования
Европейского научно-исследовательского пространства, а также на подготовке к
введению в действие Шестой рамочной программы научных исследований и разработок
на 2002-2006 гг. Важнейшим приоритетом остается социальная политика.
Лиссабонский саммит (март 2000 г.) поставил задачу искоренения бедности во всех
ее проявлениях к 2010 г. В настоящее время 65 млн. человек, или 18 % населения
ЕС, не могут переступить порог бедности, а таковыми признаются граждане,
имеющие доход менее 60 % от национального уровня. Совет совместно с Парламентом
и Европейской Комиссией одобрил пятилетнюю программу действий (2002-2006 гг.),
направленную на укрепление сотрудничества государств-членов против социального
отторжения. По итогам 2001 г. можно судить об успешной реализации Европейской
стратегии занятости благодаря совместным усилиям национальных правительств,
бизнеса и профсоюзов. Уровень безработицы в 2001 г. снизился до 8,2 %; год
назад он составлял 9,1 %; было создано более чем 1,6 млн. новых рабочих мест.
Усиливается сотрудничество в области общей внешней политики и политики
безопасности, которое приобрело особое значение после террористических актов,
осуществленных 11 сентября 2001 г. против США.
В данной работе был сделан
анализ основных принципов действия системы сбора и расходования средств из
единого бюджета ЕС, который является основным финансовым инструментом
интеграции. К сожалению, при освещении вопросов европейской интеграции тема
единого бюджета затрагивается незначительно, хотя именно этот фонд коллективных
ресурсов и позволяет группировке успешно проводить общую политику в разных
сферах деятельности. Наличие фонда собственных средств и финансовая автономия
от отчислений из национальных казначейств выделили европейское объединение из
числа других региональных объединений и поставили группировку на качественно
новый уровень. Решение проблемы финансирования интеграционных мероприятий
упрощалось благодаря тому, что совместный рынок стран-участниц был организован
не как зона свободной торговли, а как таможенный союз, с установленными едиными
таможенными барьерами по всей границе, что позволяло проводить единую
таможенную политику в отношении третьих стран. Таким образом, была создана правовая
и экономическая основа для организации системы собственных ресурсов Сообщества.
Работа состоит из четырех
глав:
1.
Основные принципы формирования бюджета Европейского Союза и процедура
принятия единого бюджета. Рассматриваются наиболее важные понятия бюджетной
системы и принципы ее функционирования. Раскрываются последовательные стадии
обсуждения и принятия бюджета, временные рамки обсуждения, а также полномочия
институтов ЕС. Это позволяет понять механизм формирования расходной части
бюджета и полномочия органов ЕС по внесению изменений в нее.
2.
Источники поступлений бюджетных средств и эволюция единого бюджета Европейского Союза. Анализируется структура формирования
средств, предпосылки проведения бюджетных реформ и их влияние на
изменение объемов и структуры поступлений в единый бюджет.
3.
Расходование средств и роль единого бюджета в развитии и углублении
европейской интеграции. Рассматривается классификация бюджетных расходов и
структура распределения средств. Подробно анализируются основные статьи расходов
единого бюджета и их влияние на результаты интеграционного процесса.
4. Исполнение
бюджета, бюджетный контроль и оценка действующей системы собственных ресурсов
Сообщества. Рассматривается деятельность институтов, ответственных за контроль
над поступлением и расходованием бюджетных средств, а также меры по борьбе со
злоупотреблениями и мошенничеством в области бюджета. Уделено внимание оценке
существующей системы финансирования деятельности ЕС и возможным изменениям в
ней.
В приложении приведены сводные статистические
данные, показывающие динамику поступлений и расходования средств за период
существования европейской интеграционной группировки.
В связи с тем, что в течение
1958–2001 гг. единицей исчисления бюджета и других международных экономических
показателей ЕС были американский доллар, расчетная единица, экю, а в последнее
время – евро, то автор в целях избежания непонимания читателем проведенного
анализа везде использует находящуюся ныне в обращении валюту евро.
При написании
работы использовались публикации Института Европы РАН в рамках серии
«Европейский Союз: Прошлое, настоящее, будущее», вышедшая в 2001 г. книга
«Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии
развития», а также материалы лекций профессора МГИМО Устинова И.Н. Как было
сказано выше, отечественная периодика уделяет недостаточно внимания единому
европейскому бюджету, но нехватка российских материалов была компенсирована официальными
публикациями и отчетами различных институтов ЕС. Хотелось бы отметить, что Европейский
Союз серьезно подходит к задаче информирования граждан об интеграционных процессах
и благодаря этой политике большое количество материалов для данной работы было
получено в электронном виде с официального сервера ЕС www.europa.eu.int . В этом случае был сделан перевод
с английского языка.
|